Главная 19:28:59 - Пятница, 16 Ноябрь 2018

Андрей

Коробов-Латынцев


Философская война за Донбасс. Часть 2

Ч.2

На днях мне пришлось спорить с коллегой, университетским преподавателем, который занимается историей философии, по теме, которая вынесена в заглавие этого цикла статей. Мой коллега заявил, что когда он перечитывает русскую философскую публицистику периода первой мировой войны, он убеждается в том, что для философа во время войны единственный приемлемый выход – или замолчать, или погрузиться в рассмотрение абстрактных вопросов, которые никак не касаются действительности. Война, с точки зрения моего коллеги (повторюсь, замечательного историка философии) ставит философа в тупик, поскольку дает всего два варианта – или поддержать своих, тем самым превратившись в пропагандиста, или же рассказывать о правде другой стороны, тем самым подрывая авторитет своей страны. Вариант «рассказать о правде своей стороны» и вступиться за эту правду отчего-то мой коллега упустил.

Увы, изучение истории философии не делает философом, и даже если ты профессионально изучаешь жизнь и мысль философов из прошлого, таких как, например, Владимир Эрн, Николай Бердяев и др., то далеко не факт, что их жизнь и мысль станут для тебя примером.

Это и понятно, потому что жизнь и мышление русских философов непросты, полны опасностей и злоключений. Русский философ – не кабинетный ученый, напротив, он бросается в жизнь и живет её, живет живой жизнью. Ученый-историк держит по отношению к настоящей жизни дистанцию, его интересует прошлое. Между ним и теми, кого он изучает, всегда непреодолимая пропасть. В этом трагедия историка – он часто изучает то, чего понять и объяснить не может. Вот поэтому-то на моего коллегу историка философии публицистика русских философов времен первой мировой войны наводит печаль. Для моего коллеги примеры Владимира Эрна и Николая Бердяева, а также многих других русских философов, которые откликнулись в своем философском творчестве на событие мировой войны, печальны.

Печален, прежде всего, такой взгляд на философию, который редуцирует философию к одной лишь науке. Бесспорно, для философии важна ее научная составляющая. Важно писать статьи и монографии, важно читать статьи и монографии. Но философия не состоит только лишь в этом. Это лишь одно из упражнений в философии, и быть может, не самое главное.

Мои старшие коллеги, академические философы и серьезные ученые, иной раз представляются мне персонажами из платоновского мифа о пещере. У Платона, я напомню для читателей, в диалоге «Государство» есть такой сюжет. В пещере обитают люди, они никогда не выходили из своей пещеры и никогда не видели мир в свете солнца. Они прикованы к светящемуся экрану и созерцают на нем тени вещей, самих же вещей они не видят и никогда не видели. Но вот к ним приходит философ, призвание которого состоит в том, чтобы вывести людей из пещеры и показать им подлинный мир в свете солнца. Солнце для Платона – символ идеи высшего Блага. Философ ведет людей к высшему Благу, по Платону. Этот платоновский миф разнообразно толкуют уже многие века, я же кратко пересказал его для того чтобы охарактеризовать некоторых моих коллег, которые, будто обитатели платоновской пещеры, замкнулись в своих собственных уютных академических пещерах и знать не хотят, что происходит вне этих пещер: война, землетрясение или потоп.

Если у нас восторжествует такой образ философии и такой образ философа, то это будет катастрофа. Вместо живой, деятельной философии, меняющей человека и мир вокруг, мы будем иметь мертвый архив, не нужный никому кроме кучки посвященных знатоков, кичащихся своим знанием.

Философию нельзя замкнуть на истории философии, замкнуть на архиве. Отказываться от исторического философского архива тоже ни в коем случае нельзя. Философ взыскует живой жизни, поэтому он не отстранен от событий своей современности, наоборот – его мышление не отвлеченное, но привлеченное, как выразился однажды философ Георгий Гачев. Отвлеченный «философский» взгляд, устремленный в вечность, и брезгливое отвращение от своей современности – это, как правило, лишь псевдофилософская поза. Но философию, к счастью, нельзя симулировать. Жизнь, живая жизнь привлекает философа, призывает его. И бывают периоды, когда жизнь призывает философа на войну. В самых разных ипостасях.

В завершение статьи приведу цитату из статьи философа Владимира Эрна «Голос событий». Статья эта написана в 1914 году, но по смыслу своему она может быть отнесена к нашим современным военным событиям, голос которых, нет сомнений, расслышал бы Эрн, будь он жив сегодня. Итак, цитата:

«И странно, именно теперь стали у нас раздаваться зловещие голоса. Любители вчерашнего дня истории, привыкшие к умственному обиходу преимущественно немецких точек зрения, в обилии фабриковавшихся в университетских городах Германии, несмотря на пожар взрывающихся событий, не хотят сходить с насиженных мест и раскрывать глаза на грозные проблемы. Пока еще с робостью они начинают пытаться уверить всех, что, собственно говоря, в мире ничего особенного и чрезвычайного не происходит, что битвы народов, победы и поражения, энтузиазм и зверства – все это движется в пределах «старого» и «привычного» и что как только Тройственное согласие зальет пламя, охватившее Европу, и обезвредит разбушевавшуюся Германию – все водворится на старые места. Словом, новую, творческую, всеславянскую и всемирную Россию, родившуюся на полях сражений, эти голоса пытаются «обойти с тылу» и, как бы в тайном союзе с повергающимся в прах германизмом, готовятся нанести ей тяжелый удар духовным отступлением».

За исключением имен, относящихся к ситуации первой мировой, слова Владимира Эрна, как я сказал, смело можно отнести к нашему времени. Вот мы вновь слышим зловещие голоса от любителей вчерашнего дня истории, которые пытаются убедить нас, что ничего нового не произошло, что все старо как мир и что поэтому никак не стоит реагировать на произошедшее. И мы вновь, вопреки этим зловещим голосам, видим новую Россию, которая родилась на наших глазах на полях сражений Донбасской войны.

Эта новая Россия нуждается сейчас как никогда в философском слове.

Андрей Коробов-Латынцев


Официальный сайт главы ДНР
Regnum
Русская Весна
News-Front