Главная 19:03:22 - Пятница, 16 Ноябрь 2018

Андрей

Коробов-Латынцев


Философская война за Донбасс. Часть 3

Ч.3

«Война – большой экзамен. Она разоблачает скрытые язвы и вдруг показывает, до какого болезненного состояния дошел организм народный; но она выявляет и скрытые достоинства, и скрытые здоровые силы»

Эрн В.Ф. Время славянофильствует.

Последние четыре года наше отечественное философское сообщество держит экзамен, и выдерживает его, откровенно говоря, плохо. Речь идет о том большом экзамене, который зовется войной. Владимир Эрн писал, что война разоблачает скрытые болезни общества и в то же время выявляет скрытые достоинства. Если говорить о российском обществе в целом, то оно этот большой экзамен выдержало: тысячи добровольцев отправились защищать русский народ в Донбассе, сотни тысяч людей поддержали жителей Донбасса гуманитарной помощью, уверен, что не меньше поддержали Донбасс молитвой. Речь, конечно, идет о лучшей части общества. Вопрос в том, принадлежат ли современные русские философы к этой лучшей части общества.

Многим русским людям после 2 мая 14-го года, да и не только после мая 14-го, знакомо чувство, когда хочется до срыва голоса прокричать всему миру заветные слова своей главной правды, которую всем сердцем чувствуешь и над которой желают подло надругаться. На эту нашу правду многие реагировали и реагируют агрессивно, но, тем не менее, правда это проговаривается и в телевизионных эфирах, и на страницах печати, в художественной прозе и в стихах. Вопрос в том, отчего эта правда так редко проговаривается философским языком? Философов в России много: кандидаты и доктора наук, специалисты по истории философии, крупные исследователи, преподаватели университетов и т.д.. Так почему же за все это время раздалось так катастрофически мало философских речей о происходящей в Донбассе трагедии? Отчего сегодня в России философы пропускают этот большой экзамен – войну?

Ответ прост. У нас налицо перепроизводство специалистов в области философии. Перепроизводство кадров, перепроизводство текстов. У нас действительно много специалистов в области философии, но мало философов. А русских философов и того меньше. Потому и проходят эти специалисты мимо войны как большого экзистенциального экзамена, а если он им вдруг навязывается самой жизнью, то трусливо бегут от него прочь.

Философ же, подлинный русский философ, наоборот, сам рвется к этому жизненному экзамену, даже если его и не звали. В этом, пожалуй, и кроется суть философского призвания – в том, что никакого призвания для философа в природе не существует. Философа никуда не призывают, он нигде не нужен. Когда в культуре впервые появляется фигура философа, она вызывает лишь недоумение. Все места под солнцем заняты, в культуре есть мудрец (как правило, седоволосый старец, у которого есть все ответы), есть пророк, есть жрец, есть поэт, политик, ритор и т.д. С чего вдруг они должны делиться своим хлебом с философом, с чего вдруг к нему должны прислушиваться?

Философа не призывают и не зовут, он призывается сам, он – само-званец. Самозванство – это, на мой взгляд, самое удачное определение для философии. Философ навязывает себя власти / религии / науке и т.д. – убеждает всех в своей необходимости. Причем последний, кого философу удастся (если только удастся когда-нибудь!) убедить в своей необходимости – это он сам.

Когда же философ уверился в том, что его работа необходима, когда он угнездился на насиженном месте и больше не нуждается в том чтобы доказывать свою нужду, навязывать себя, убеждать и само-призываться, тогда следует насторожиться – не оказался ли ты в западне, не используют ли тебя и не превратился ли ты из вольного воина в услужливого лакея? Это вовсе не значит, что философ не может идти в науку, в Церковь или в политику – как раз наоборот! Все эти сферы жизненно нуждаются в философском горении и дерзании. Но все они также стараются это философское горение направить в выгодном для себя направлении. Но философский дух ходит, где хочет, и подлинный экзистенциальный смысл философии состоит в вечном выяснении своих задач в избранной сфере, в напоминании о первичных мотивах, которые господствовали в выборе пути, будь то служение Отечеству, или Богу, или научной истине. Без философии политика, как правило, вырождается в корыстное обогащение, религия мертвеет, а наука зазнается и теряет нравственные ориентиры. А философия без выхода к миру вырождается в бессмысленный и никому не нужный архив, который замкнут на себе самом и не обладает никаким преображающим действием. Так что тесные взаимоотношения философии с наукой, религией и политикой представляют собой симбиоз, взаимовыгодное сосуществование. Отчего-то сегодня это забыли. И в этом состоит один из главных грехов современной философии.

Бездействие философов, уход их от мира в платоновскую пещеру порождает ложное сознание, которое начинает господствовать во всех сферах жизни. Это ложное сознание довольно быстро перекидывается с больных голов на здоровые, оно может поразить целый народ. Здесь будет уместно вспомнить книгу донецкого философа-фронтовика Николая Васильевича Смирнова «Ложное сознание» (Донецк, 1998). Книга эта сегодня представляет собой библиографическую редкость. Тираж небольшой, найти её можно только в Донецкой республиканской научной Библиотеке им. Крупской. Эта книга, если бы ее сегодня переиздали, могла бы стать философским бестселлером. В книге говорится о том, «как возникает ложное сознание, как ложные идеи обретают морально-психологическую власть над людьми» (например, идея украинства, возникшая в конце XIX века), каковы «причины самообмана эпох и народов» (применительно к самообману украинцев как возникающей нынче политической нации особо актуально!). А слова Смирнова о «продуманной стратегии лжи» применительно к современной политике на Украине – просто в точку.

Удивительно, но по информации в библиотечном формуляре книги, «Ложное сознание» Смирнова в библиотеке брали всего два раза – в 2000 и 2002 году. Хотя по идее этого философа сегодня следует всячески пиарить. Вот пара цитат из книги. Смирнов пишет, что ложная идея «может превратиться в духовный самообман личности, нации, класса, народа, придавая иллюзорному восприятию государственной реальности стойкую видимость истины» (с.8). Думаю, нет даже смысла говорить о том, что это сказано будто бы о сегодняшней украинской реальности, в которой черное объявляется белым, подлость и предательство – подвигом. Или вот о тоталитарности нынешнего украинского государства: «Используя весь механизм политической власти, а также негосударственные организации, гос-во тоталитарного типа создает такую атмосферу в обществе, в которой строго эксплуатируются все чувства и мысли людей, все сфер их психики, все их интересы и идеалы, и эксплуатируются целенаправленно, в одном направлении – идеологически подчинить личность гос.аппарату, дезориентировать ее сознание и самосознание, отключить от живого потока истории, от мировой духовной культуры» (с.9-10). Стоит ли говорить о том, насколько это сказано остро по отношению к нашим реалиям? Современная Украина оторвана от мировой реальности, воспитанная своими западными сюзеренами, эта страна отрывается от мировой культуры – и теряется в мировой истории, поскольку не обретает статус самостоятельного субъекта, но лишь укрепляется в статусе безвольного объекта и предмета торга. Глубинная аналитика украинского кризиса требует внедрения термина «ложное сознание», и книга Н.В. Смирнова здесь, думаю, может много помочь.

Андрей Коробов-Латынцев


Официальный сайт главы ДНР
Regnum
Русская Весна
News-Front